Облачные технологии на ИТ-рынке

Фрэнк Дженс работает в сфере исследований различных информационных технологий уже на протяжении свыше 25 лет. Большую часть данного термина он работал в IDC, руководя различными подразделениями данной компании. Он также возглавлял те подразделения, которые занимались исследованиями всемирной сети и потребительских рынков. Он также представляет собой основного идеолога проекта под названием IDC Predictions. Этот проект является ежегодным прогнозом компании, в котором анализируются наиболее важные в сфере ИТ изменения, а также их влияние на отраслевое развитие в дальнейшем.

облачные технологииЭтот человек был одним из главных докладчиков во время конференции IDC Security Roadshow, на которой журналист попросил Дженса ответить на несколько вопросов, которые имеют отношение к различным сферам развития новых «облачных» технологий.

Какое соотношение сейчас имеет реальное развитие облачных технологий к прогнозам? Насколько отличается ситуация на рынках, которые еще развиваются, и тех, что уже развиты, и есть ли разница вообще?
Мы занимаемся наблюдением за рынком облачных технологий уже более трех лет, отслеживание началось в 2008 году; прогнозы наших экспертов постоянно были довольно консервативными и в общих чертах оправдываются. Реальное увеличение продаж, возможно, немного превышает то, которое предсказывали мы, но разница не является столь существенной и оно все еще не очень большое, если сравнивать с рынком обычных ИТ. Даже облачные программы, вроде Microsoft Office 365 либо Gmail, согласно оценке, составляют лишь 15 процентов рынка программ в своих сегментах. А в инфраструктуре данный показатель, вероятно, составляет от 5 до 8 процентов. Общий объем ИТ-рынка планеты составляет около 1,3-1,4 трлн. американских долларов, а, согласно прогнозу нашей компании, рынок публичных облачных услуг в 2015 году будет составлять примерно 75 миллиардов долларов, что все еще не будет очень много. На данный момент на ИТ-рынке наблюдается серьезный сдвиг, причина которого состоит в том, что появились полностью новые технологические платформы, вроде обработки огромных объемов информации, мобильного доступа, технологий соцсетей и, конечно же, облака представляют собой одну из данных технологий. Скорость утверждения данных технологий на рынке отличается. Рынок устройств мобильного типа на данный момент уже превышает по своему объему рынок персональных компьютеров, а рынок сетей передачи информации посредством мобильных устройств – рынок сетей, являющихся фиксированными. А облака нуждаются в большем количестве времени, так как они представляют собой часть основной инфраструктуры – корпоративные приложения и сервера большого размера. Согласно нашим оценкам, для того чтобы облака стали одной из преобладающих технологий на современном рынке, должно пройти около десяти лет, поэтому данная перспектива является длительной. Сейчас пройдена третья часть всего пути.
На рынках развитых стран, в первую очередь в западноевропейских государствах и Соединенных Штатах, продвижение облаков происходит более быстро, чем в других странах, включая Российскую Федерацию. Согласно нашей информации, около 70 процентов всех продаж различных облачных сервисов относится к Соединенным Штатам, а еще 18 процентов – на страны Западной Европы, поэтому на долю всех остальных стран приходится только 12 процентов. Примечательно, что Япония немного отстает по скорости внедрения публичных облачных услуг, хотя ИТ-рынок данной страны занимает второй место в мире по объему, и он считается достаточно зрелым. Отчасти в этом, скорее всего, проявляются некие элементы консерватизма CIO Японии, которые не имеют огромного желания помещать собственные ресурсы ИТ у сторонних провайдеров. В Китае развитие данных технологий, наоборот, происходи хорошими темпами, например, по той причине, что их активным продвижением занимаются власти. В течение 2015-2020 годов ожидается существенное увеличение облачных технологий на рынках, которые развиваются.
Что можно считать главным драйвером роста, а что представляет собой главное препятствие?
Существует две основных причины, по которым можно любить облака. Первая заключается в том, что такие сервисы развертываются очень быстро, что также касается их настройки. Вторая представляет собой то, что они являются довольно экономичными, учитывая все расходы. А почему у людей имеются опасения и сомнения? Одна из причин – они не имеют уверенности в том, что ресурсы, которые используются совместно, могут быть полностью безопасными. А вторая состоит в том, что они не уверены в том, что данные ресурсы имеют хорошую доступность и производительность. Частные облака не имеют стольких опасений, и, согласно итогам проведенного нами опроса различных ИТ-подразделений, именно частные облака пользуются большей популярностью среди пользователей, нежели публичные, и наблюдается очень высокий интерес к ним. Кроме этого, облако может обеспечить клиентское самообслуживание, причем это относится и к частным и к публичным облакам. Для ИТ-службы это является чем-то удивительным и полностью новым: не выделять ресурсы по запросам пользователей, и позволить им самостоятельно получать их непосредственно из облака, без необходимости участия специалистов-посредников. В этом нет никакой проблемы, но есть одно отличие, есть новый метод взаимодействия с различными вычислительными ресурсами, поэтому для того чтобы привыкнуть ко всему этому, понадобится некоторое время.
Скорее всего, это также может быть неким препятствием – так как люди всегда внутренне не желают что-либо менять, – но я считают, что самообслуживание на самом деле является благом и для пользователей, и для ИТ. Переход к «свежей» модели является довольно трудным, но польза от него также является немалой: предложить обычному пользователю вариант с самообслуживанием – реально большое достижение. Пользователи удовлетворены тем, что они могут оперативно получить ресурсы, а ИТ-специалисты нагружены существенно меньше. А по поводу трудности перехода между моделями, то мне кажется, что он не чрезмерно серьезный, но все же придется уделить время и усилия для того, чтобы научиться новой модели.

Как быстро происходит осознание того, что методы и подходы к безопасности ИТ и обеспечению непрерывной работы бизнеса в обычных и облачных технологиях имеют отличия? Чем может закончиться то, что осознание приходит очень поздно либо не приходит вообще?

Обеспечивать безопасность необходимо также в инфраструктуре, которая является традиционной, а с помощью облаков она поднимается на очередной уровень сложности, так как на ином конце инфраструктуры облака – устройства мобильного типа. Помимо этого, в случае использования вами внешнего облака, вам нужно каким-то образом связать свою безопасность и безопасность данного облачного сервиса. К примеру, у одного из ваших сотрудников в аккаунте прописаны определенные права – а что будет соответствовать им в облаке? Довольно непростым делом является наличие поддержки каталогов авторизации и аутентификации, которые были бы взаимосвязанными.

Примечательно, что в отрасли непрерывности бизнеса, облачные сервиса, могут существенно упростить задачу, так как здесь появляется возможность получения недорогого восстановления и резервного копирования у внешнего провайдера. Большинство компаний на данный момент рассматривают такую возможность.

Часть появляется информация о том, что использование облачных технологий может привести к тому, что предпочтение будут отдавать не тем специалистам, которые имеют большую квалификацию, а тем, кто является более лояльным. Правда ли это, и если ответ положительный, то как бороться с данным явлением?

Я могу согласиться с тем, что тем компаниям, которые осуществляют переход на инфраструктуру облака, порой ненужными становятся те специалисты в области ИТ, которые имеют некоторые навыки. Но это, скорее всего, относится к навыкам относительно поддержки обычных систем, вроде CRM либо электронной почты, которые переводятся компаниями в облако прежде всего, а это значит, что у ИТ-персонала есть возможность направить появившиеся силы на создание новых систем, которые смогут дифференцировать их компанию на рынке и разработку новых преимуществ перед конкурентами. Для этого сотрудники ИТ-подразделений должны иметь высокую квалификацию. Поэтому я считаю, что облако может предоставить компании возможность сделать собственную организацию ИТ более полезной и сосредоточить ее не на тех же возможностях, которые можно реализовать в облаке, а на задачах, что являются очень ценными для бизнеса.

Реклама